ЛЮБОВЬ, ПРЕДАТЕЛЬСТВО И СУДЬБА В ПОВЕСТИ ЧИНГИЗА АЙТМАТОВА «ТОПОЛЁК МОЙ В КРАСНОЙ КОСЫНКЕ».
Байэшанов Мустафа Мухамедович
Профессор кафедры русского языка и литературы
Мухаммадова Лайло Ихтиёровна
Студентка Гулистанского государственного университета
laylomuxammadova9@gmail.com
АННОТАЦИЯ
В повести Чингиза Айтматова “Тополёк мой в красной косынке” является глубоко лирико-психологическим произведением, в котором раскрываются темы любви, нравственного выбора, верности и утраты. Через судьбы главных героев - Ильяса, Асель и Байтемир - автор исследует внутренний мир человека. Особое внимание уделяется образу женщины, как символу душевной стойкости и нравственной чистоты. Повесть отличается лаконичным стилем, эмоциональной насыщенностью и яркой символикой, что делает её значимым произведением не только в киргизской, но и в мировой литературе. Айтматов в своей повести поднимает универсальные человеческие ценности, которые актуальные и по сей день.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Айтматов, любовь, верность, нравственный выбор, предательство, прощение, женский образ, символика, психологическая проза.
«LOVE, BETRAYAL AND FATE IN THE NOVEL BY CHINGIZ AITMATOV «MY POPLAR TREE IN A RED KERCHIEF».
Doctor of philosophy
Mustafa Mukhamedovich Bayeshanov
Mukhammadova Laylo Ikhtiyorovna
Student,
Gulistan State University
laylomuxammadova9@gmail.com
Annotation
In the novel by Chingiz Aitmatov, «My Poplar Tree in a Red Kerchief» is a deeply lyrical and psychological work that reveals themes of love, moral choice, loyalty and loss. Through the fates of the main characters – Ilyas, Asel and Baytemir – the author explores the inner world of a person. Special attention is paid to the image of a woman as a symbol of mental fortitude and moral purity. The novel is characterized by its laconic style, emotional intensity and vivid symbolism, which makes it a significant work not only in Kyrgyz, but also in world literature. In his story, Aitmatov raises universal human values that are relevant to this day.
Keywords: Aitmatov, love, loyalty, moral choice, betrayal, forgiveness, female image, symbolism, psychological prose.
Чингиз Айтматов родился 12 декабря 1928 года в селе Шекер Таласского контона Киргизской АССР. Его отец, Торекул Айтматов, был крестьянским активистом, в будущем ставший государственным деятелем Киргизии. В годы Великой Отечественной войны четырнадцатилетний Чингиз стал секретарем совета в ауле, работал учителем, финагентом, помощником комбайнера и тракториста. В 1948 году поступил в Киргизский сельскохозяйственный институт во Фрунзе, из которого выпустился в 1953 году.
Дебютировал в 1952 году написанным на русском языке рассказом " Газетчик Дзюйо", после чего публиковал рассказы на киргизском и русском языках. Повесть "Лицом к лицу", на киргизском языке была опубликована в июне 1957 года в журнале "Ала-тоо" и в следующем году в журнале "Октябрь" в авторском переводе на русский язык. В 1958 году увидела свет повесть "Джамиля", принесшая Айтматову мировую известность. После "Джамили" были также опубликованы повести "Тополёк мой в красной косынке", "Верблюжий глаз", "Первый учитель", "Материнское поле" и сборник "Повести гор и степей" за который писатель получил Ленинскую премию.
Повесть "Прощай, Гульсары!" принесла Айтматову Государственную премию. За повесть "Ранние журавли" писатель получил киргизскую премию имени Тонтогула. В 1980 году вышел роман "И дольше века длится день", за который ему дали вторую Государственную премию. Последним произведением, опубликованным в большом совете, является роман "Плаха".
Творчество Чингиза Айтматова наполнено глубокими философскими размышлениями и эмоциональными переживаниями. Как мы уже заметили, что одно из его известных произведений-это "Тополек мой в красной косынке". В повести повествуются о любви, а также ведется о судьбе героев, жизненном выборе, предательстве и последствиях ошибок. Чингиз Айтматов написал повесть в 1961 году и опубликовал в журнале " Дружба народов". Это был период " оттепели" в стране советов, когда в литературе все чаще стали появляться темы личных переживаний, нравственного выбора, внутреннего мира человека. Писатель сумел соединить в своей повести масштабность социальных процессов и тонкость психологических процессов и тонкость психологических переживаний. В 1963 году повесть вошла в сборник "Повести, товарищ!", в издательстве "Знание" входила и многие его во многие сборники произведений писателя.
Повесть "Тополёк мой в красной косынке" - это история любви, предательства и судьбы. В повести повествуется о любви, а также о судьбе обеих героев. В произведении автор мастерски раскрывает внутренний мир героев, показывая, как одно решение может повлиять на всю жизнь человека. Повесть написана в жанре рассказа и повествуется от первого лица. Рассказчиком выступает Байтемир - человек, принявший участие в судьбе главных героев.
Главный герой повести, Ильяс - по своей натуре человек сильный работает водителем грузовика. Оказалось, что он на дороге встречает свою любовь Асель, искреннюю и добрую девушку. Она ушла из своего дома и создала семью со своим любимым. Герои были счастливы и были уверенны в том, что нет таких счастливых людей на земле, как они.
Спустя год у них рождается сын, которому дали имя Самат. Молодая семья счастлива, потому что ребенок- это подарок Вселенной. Но у молодой семьи счастье не длилось долго. Жизнь ставит перед ними свои испытания, и Ильяс, не справившись с трудностями, совершает роковую ошибку. Он изменяет своей любви Асель, и уходит к другой женщине. Та женщина была Кадича, диспетчер автобазы, первая любовь Ильяса. Асель с ребенком остается одна, но не ломается. Именно в этот момент в ее жизнь входит рассказчик - Байтемир. Он проявляет сочувствие и заботу, помогает ей выжить в трудной ситуации. Постепенно он становится для нее и для ее сына настоящей опорой. После нескольких лет Ильяс вновь появляется. Но, к сожалению, позднее он осознает, что потерял самое дорогое, а исправить уже ничего нельзя.
Он видит, как его сын называет отцом Байтемира, как Асель нашла свое счастье. Ильяс умолял, чтобы Асель ушла с ним. Но она отказала, потому что не смогла оставить Байтемира один. Ведь, когда она нуждалась помощь, только он дал ей всю свою заботу и внимание. Только он крепко держал за руку Асель. Асель никогда не забывает это, несмотря на то что она до сих пор любит Ильяса. Ну да Ильяс изменился, он не такой, как и раньше. Но уже поздно было. Ильяс уезжает один, с чувством утраты, сожаления и внутренней пустоты.
Образ Ильяса. Ильяс - символ сильного, но духовно неустойчивого человека. Он добрый и талантливый, но подвержен слабостям гордыне, самолюбию, страсти. Его предательство- результат внутренней неуверенности и душевной незрелости. В конце повести он раскаивается, но слишком поздно.
Образ Асель - главный символ женской силы, стойкости, доброты. Несмотря на предательство своего мужа, она сохраняет достоинство и веру в людей. Ее образ собирательный, она словно воплощение женственности и народной мудрости. Асель не мстит, не злится, она продолжает жить и любить, но по-настоящему, не в словах.
Байтемир - воплощение настоящего мужчины: скромного, надежного, доброго. Он принимает чужого ребенка как родного, заботится об Асель. Несмотря на то, что он во втором плане, именно он становится героем настоящей любви и ответственности.
Повесть наполнена символиками. Например, тополек- дерево гибкое, но живучее. Оно легко гнется на ветру, но не сломается. Так и Асель; она страдает, но не ломается, сохраняет внутреннюю чистоту и теплоту. Таким образом, тополек - символизирует хрупкость и стойкость любви.
Красная косынка - символ женской красоты, преданности, любви. Это деталь, которая делает Асель яркой и запоминающейся. Она становится образом, к которому Ильяс возвращается в воспоминаниях. Красная косынка - ассоциируется с образом верности и преданности Асель
Айтматов поднимает такие темы как: любовь и ее испытания; предательство и раскаяние; судьба и выбор.
Любовь и ее испытание. Писатель показывает, что настоящая любовь требует не только страсти, но и преданности, терпения и силы духа.
Предательство и раскаяние. Ильяс делает выбор, который меняет его судьбу с ног до головы. Он теряет ту самую настоящую любовь всей своей жизни, из-за минутной страсти.
Судьба и выбор. Произведение поднимает вопрос отцом что насколько человек сам управляет своей судьбой, то есть повесть заставляет задуматься, насколько мы сами формируем свою судьбу. А судьба Ильяса могла сложиться иначе, если сталкивается с моментами, когда необходимо делать выбор. Ошибки неизбежны, но их последствия могут быть необратимыми.
А наша героиня Асель, напротив, принимает свою судьбу с недостатками и находит в себя силы жить дальше ради сына. Она, показывая, что настоящая сила- в умении достойно пережить потери.
Можно отметить, что стиль Айтматова, его внимание к деталям природы, пейзажам, которые символизируют эмоциональные состояния персонажей. Это помогает глубже понять внутренний мир героев. Воспоминания и внутренние монологи позволяют нас задуматься и чувствовать их.
Заключение
Айтматов напоминает нам, что истинные чувства- это не только страсть, но прежде всего- ответственность, забота и способность прощать. И что иногда второй шанс дается не тому, кто ушел, а тому, кто остался рядом в трудную минуту. И хочу добавить, что трудности- это не наказание за прошлое, а испытание ради будущего. Произведение лаконично по форме, но глубока по содержанию - это "маленькая история с большой душой".
Повесть "Тополек мой в красной косынке" - это не просто история любви и предательства, а глубокое размышление и жизни, выборе и ответственности. Чингиз Айтматов заставляет читателя задуматься; всегда ли есть путь назад, и можем ли мы изменить свою судьбу, если однажды свернули не туда? Это произведение остается актуальным и сегодня, ведь вопросы любви, морали и жизненного выбора волнуют людей во все времена.
Список использованных источников
Студентка 3 курса Гулистанского государственного университета
Мухаммадова Лайло