Мурожаат учун:
@SirdaryoLive_bot
@SirdaryoLive_UZ

Анализ о: СЕРГЕЙ ЕСЕНИН: ПОЭТ РОДНОЙ ЗЕМЛИ И ВОСТОЧНЫХ ГРЕЗ

17 май 2025, Суббота
389
0

 

СЕРГЕЙ ЕСЕНИН: ПОЭТ РОДНОЙ ЗЕМЛИ И ВОСТОЧНЫХ ГРЕЗ

 Мустафа Мухамедович Байэшанов

Профессор кафедры русского языка и литературы

Мухаммадова Лайло Ихтиёровна

Студентка Гулистанского государственного университета

Laylomuxammadova9@gmail.com

 

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается творчество Сергея Александровича Есенина в контексте его восприятия Востока. Особое внимание уделено поездке поэта в Узбекистан, его впечатлениям от культуры Востока и отражению этих впечатлений в цикле «Персидские мотивы». Также в работе упоминается дом-музей Есенина в Ташкенте как важный элемент сохранения памяти о пребывании поэта в Средней Азии. В процессе анализа приведены примеры лирики Есенина, исследована тема Востока в его поэзии и её влияние на художественное своеобразие произведений. Статья подчёркивает эстетическую сторону восприятия Востока великим русским поэтом.

 

 Ключевые слова: Сергей Есенин, Восток, Узбекистан, Персидские мотивы, поэзия, культурное влияние, дом-музей Есенина, восточная тема в литературе.

 


 

 

SERGEY YESENIN: POET OF HIS NATIVE LAND AND ORIENTAL DREAMS

 Mustafa Mukhamedov Bayeshanov

Professor of the Department of Russian Language and Literature

Mukhammadova Laylo Ikhtiyorovna

Student of Gulistan State University

 

Annotation

The article examines the work of Sergei Alexandrovich Yesenin in the context of his perception of the East. Special attention is paid to the poet's trip to Uzbekistan, his impressions of the culture of the East and the reflection of these impressions in the cycle «Persian Motifs». The work also mentions the Yesenin House Museum in Tashkent as an important element in preserving the memory of the poet's stay in Central Asia. In the process of analysis, examples of Yesenin's lyrics are given, the theme of the East in his poetry and its influence on the artistic originality of his works are explored. The article highlights the aesthetic side of the perception of the East by the great Russian poet.

Keywords: Sergey Yesenin, East, Uzbekistan, Persian motifs, poetry, cultural influence, Yesenin House Museum, oriental theme in literature.

 


 

Его поэтическое слово- это исповедь, как родник, бьющая из сокровенной глубины сердца. Если бы я был ваятелем, я бы изобразил Сергея Есенина человеком не сущили на протянутой ладони собственное сердце.

(Сергей Смирнов)

Сергей Александрович Есенин- великой русский поэт, представитель Ново крестьянского поэтического искусства и имажинизма в литературе. На лирические стихи поэта написаны много романсов, которые звучать на кинофильмах или на больших сценах.
Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии в семье зажиточных крестьян Александра Никитича и Татьяны Федоровны Есенины.

Есенин был эрудирован и настойчив, имел неплохое по тем временам образование: с отличием окончил земское училище, затем церковно-приходскую школу. Свои первые стихи он написал, когда ему было 8 лет. В 15 лет его поэтическое творчество стало систематическим, некоторые свои работы он отсылал на лирический конкурс и в конце концов приехал в Москву. Первые работы поэта были опубликованы в 1914 году в детском журнале «Мирок» под псевдонимом «Аристон». Сергей Александрович печатался в детских изданиях, писал стихи для детей.


Белая берёза,

Под моим окном.

Принакрылась снегом,

Точно серебром…

Берёза, черемуха, рябина- это символы русской природы. Из-за этого в его стихах присутствуют образы языческих подруг. Черемуху он считает олицетворением проснувшейся природы.

Черемуха душистая
С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

(«Черемуха»)

Отелившееся небо

Лижет красного текла.
В этих строках Есенин воспринимает явление природы глазами простого крестьянина, стоящего в «Море хлеба».

В сталице Сергей вначале жил и работал у отца в мясной лавке. Потом, чтобы быть ближе к литературе кругам, он устроился рабочим на типографию. К разряду интересных фактов о писателях можно отнести встречу Есенина с Блоком. Начинающий поэт, работая в типографии, старался заводить полезные знакомства, но ощутимого результата это не дала. Тогда он, узнав адрес Блока, пришёл к нему на прослушивания. В 1915 году Есенин переехал из Москвы покорять Петроград, где встретился с Блоком, который высоко оценил «свежие, чистые, голосистые», хотя и «многословные» стихи «талантливого крестьянского поэта», помог ему, познакомил с писателями и издателями. Это встреча кардинально изменила дальнейшее продвижение Есенина в поэтической и писательской среде.

После публикации стихотворения «Берёза» в 1916 году первый его сборник «Радуница», которое поэту приносит настоящую популярность. «Стихи мои произвели большое впечатление. Все лучшие журналы того времени стали печатать меня. Осенью вышла моя первая книга «Радуница». О ней много писали. Все в один голос говорили, что я талант. Я знал лучше других», - написал поэт.

В 1914-1917 годах он публикует свои стихотворения такие как: «Русь», «Марфа Посадница», «Голубень», «Микола», «Егорий», «Иисус-младенец», «Ус» и др. Его поэтическая концепция мира и человека именно поставлена в этих произведениях. Он воспевал природу, деревенскую жизнь и традиционную культуру России. Большое место в творчестве Есенина занимали темы любви, природы, деревенской жизни и традиционной культуры России. Поэт с любовью и восхищением изображал в своих стихах то, что ему было особенно дорого. Есенин пел родную русскую природу: леса, березы, реки, поля, деревенские пейзажи, как самые яркие и чистые чувства любовь и молодость. В разные периоды творчества в его стихотворениях находили отражение социал-демократические идеи, образы революции и Родины, деревни и природы, любви.

Гой ты, Русь, моя родная

Хаты- в руках образа…

Или
Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Любовь к родной крестьянской земле, к русской деревне, к природе с её лесами и полями пронизывает все творчество Есенина.

Сергей был по преимущества лириком. Это заставляет в первую очередь обратиться внимание к лирическим народным песням и частушкам, т. Е. к тем жанрам народной поэзии, которые по своей природе наиболее соответствовали особенностям таланта художника, ответили эстетическим идеалам его. Интерес поэта к песням народным был вызван целым рядом жизненных обстоятельств. Он понимал, что по-настоящему чувствовать народную песню можно только в исполнении, так как в ней играет существенную роль мелодия.

Поэт приняв Октябрьскую революцию и стремясь стать певцом современности, Есенин обратился к поискам новых идейно-эстетических возможностей.

Теоретически обоснования свои эстетические позиции, в 1918 году он писал трактат «Ключи Марии» и несколько небольших статей такие, как: «Отчее слово», «О пролетарских писателях», «О «Зареве» Орешина». В «Ключах Марии» наиболее заметно сказался «крестьянский уклон» поэта- в противоречивых суждениях, много вопросов в недопонимании общественной жизни и искусства. Влияние рабочих песен сказывается в стихотворении «Товарищ», отражающем события Февральской революции. В нем, как обычно в пролетарской поэзии, рисуется тяжёлое положение рабочих.

В начале 20-годов Есенин увлекается имажинизмом. Выпускает сборники стихов: «Исповедь хулигана (1919), «Пугачев» (1921), «Клюква» (1918-1919).

Имажинизм-это литературное направление в русской поэзии 20 века, представители которого заявили, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов- метафора, метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов- прямого и переносного.

В журнале «Северные записки» Есенин опубликовал повесть «Яр» на деревенскую тематику.

Самые известные произведения Есенина:

«Отговорила роща золотая»

«Разбуди меня завтра рано»

«Страна негодяев»

«Баллада о двадцати шести»

«Мне осталась одна забава»
«Не жалею, не зову, не плачу»

«Шаганэ, ты моя Шаганэ»

Стихотворение «Письмо к женщине « посвящено Зинаиде Райх.

В 1925 году Сергею Александровичу Есенину исполнилось 30 лет. В это время он создал цикл «Персидские мотивы», поэму «Анна Снегина». Всю жизнь Есенину хотелось побывать в Иране- родине великих поэтов, которых много переводили и хорошо знали в России. Восточные мотивы Есенин находил на Кавказе, в Ташкенте, в лирике Фирдоуси, Омара Хайяма, Саади. Сказочная Персия предстала в стихах «Свет вечерний шафранного края», «В Хоросанне есть такие двери», «Голубая родина Фирдауси», «Золото холодное луны» и др. Цикл открывался стихотворением «Улеглась моя была рана».

Улеглась моя была рана-

Пьяный бред не гложет сердце мне.

Синими цветами Тегерана

Я лечу их нынче в чайхане.

«Персидские мотивы» — это не подражание восточной поэзии, а самобытное переосмысление её традиций. Есенин преобразует экзотические образы (шафранный цвет, лунный свет, восточные красавицы) в символы своих внутренних переживаний, создавая уникальный сплав восточной сенсуальности и пронзительной русской тоски. Мотивы любви, одиночества, поиска гармонии и смысла жизни звучат в стихотворениях цикла с особой силой. Пантеистическое мироощущение, характерное для восточной философии, перекликается с есенинской любовью к природе, с его восприятием мира как единого живого организма. При этом, даже погружаясь в атмосферу Востока, поэт не теряет связи с родными образами — берёзами, полями, что подчёркивает неразрывность его поэтического мира с русской природой и культурой.


В Ташкенте 10 июля 1981 года по инициативе местных любителей поэзии и при поддержке государства. Государственный литературный музей — Сергея Есенина- это уникальное культурное пространство, посвященное жизнь и творчеству великого русского поэта. Там часто проводятся поэтические чтения, лекции, художественные выставки и другие мероприятия, посвященные как творчеству Есенина, так и современной литературы.

Узбекские поэты и переводы стихов Есенина:

Эркин Вохидов очень бережно передал ритм и образность в переводе стихотворения
«Шаганэ ты моя, Шаганэ» («Шагана, сен менинг, Шагана»).

Абдулла Орипов известен переводом стихотворения

«Не жалею, не зову, не плачу» («Мен афсус қилмайман, чақирмайман, йиғламайман…»).

Гафур Гулям первым начал переводить ранние стихотворения Есенина на узбекский язык ещё в 30-х годах.

Шукрулло переводил много природной лирики, например, стихи о русской деревне и природе. Это означает, что творчество Сергея Есенина ценится не только у себя в России, но и в других краях как на Востоке.

В одной из последних поэм «Страна негодяев» Сергей Александрович очень резко пишет о лидерах России, что влечёт за собой критику публикаций поэта и запрет на них.

В 1924 году творческие разногласия и личные мотивы пробудили Есенина порвать с имажинизмом и уехать в Закавказье. Состояние своей души он выразил в стихотворениях «Грустно…», «Душевные муки…»

Сначала Есенин воспевал красоту жизни, а потом переживал трагедию перемен, и в конце грустил о потерянной родине о своём пути.

Творчество Сергея Есенина, неповторимо яркое и глубокое, ныне прочно вошло в нашу литературу и пользуется огромным успехом у многочисленного читателя. Стихи поэта полны сердечной теплоты и искренности, страстной любви беспредельным просторам родных полей «неисчерпаемую печаль» которых он умел так эмоционально и так звонко передать. Уйдя из жизни в 30 лет, Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство, и пока живёт земля, Есенину- поэту суждено жить с нами и «воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названием кратким «Русь».

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Навсегда с родной землёй

Сергей Есенин остался в истории не только как певец русской природы, но и как поэт, почувствовавший красоту Востока. Восточные мотивы обогатили его поэзию, добавили ей глубины и мелодичности. Однако главной темой его творчества навсегда осталась любовь — к земле, к матери, к родине.


  • «В каком бы краю я ни был, всё слышу шорох родных трав…» — писал Есенин.


Его жизнь оборвалась рано, но стихи продолжают звучать, как тихая песня о вечном.

И в белой берёзе под окном, и в песнях восточного ветра, и в сердцах людей, влюблённых в поэзию, живёт Есенин — молодой, печальный, светлый.


 

Используемая литература:


1) В.В.КОРЖАН "Есенин и народная поэзия "издательство "Наука» Ленинградское отделение Ленинград 1969

2) Н.М.Миркурбанов ИПТД имени Чулпана 2018

3)А.А.Николаева и М.В.Скороходова Москва-Константинова-Рязань 2017
4) Интернет ресурс https://youtube.com/watch?v=ytVr9eDjttk&si=jDFlamwoHdVBGxHo
5) Интернет ресурс СЕРГЕЙ ЕСЕНИН краткая биография, интересные факты из жизни / Sergei Yesenin https://youtube.com/watch?v=whBm640oFBU&si=eDiCupf8KTx_MQKW

Оцените от 1 до 5


Обсудить
Добавить комментарий
Комментарии (0)
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Бизнинг жамоамиз
Ҳамкорлар